Рэнкинг всех страховщиков ОСАГО за 2023 г. Страховщики собрали с автолюбителей на 51 млрд р. больше



Лидером ОСАГО стало «АльфаСтрахование», собравшее 53,2 млрд р. (+26%). «РЕСО» собрало 52,8 млрд р. (+14%). Один из крупнейших страховщиков указал на отказ части клиентов от покупки страховок, как на причину «застоя» уровня общих выплат по рынку.

«АльфаСтрахование» удержало первое место и по итогам года

«АльфаСтрахование» вышло на 1-е место по сборам в ОСАГО ещё в ходе квартальных отчётов и удержало первенство и по итогам года — 53,2 млрд р. сборов за 2023 г. (+26% или 10,8 млрд р.). Выплаты компании практически остались на том же уровне — с 24,3 млрд р. за 2022 г. они снизились до 24,0 млрд р. (-2% или -374 млн р.).

Директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахования» Роман Лободин сообщил, что основная причина роста сборов — расширение тарифного коридора в конце 2022 г. в ответ на рост расценок в ЕМР летом того же года. Объём убытков с учётом резервов также увеличился, что было вызвано ростом цен в ЕМР летом 2022 г., обратили внимание в «АльфаСтраховании».

«РЕСО-Гарантия» увеличивает упор на корпоративный сегмент

Прежний лидер — «РЕСО-Гарантия» — на 2-м месте — со сборами в 52,8 млрд р. (+14% или 6,4 млрд р.). Выплаты «РЕСО-Гарантия» составили 22,7 млрд р. (-9% или -2,1 млрд р.).

Вице-президент «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов рассказал АСН, что компания получила рост сборов премии при небольшом сокращении количества договоров. «Последнее, в основном, связано с падением продаж полисов для физлиц. Это, в свою очередь, объясняется различными факторами, в т.ч. сокращением продаж новых автомобилей, отказом части клиентов от страхования ОСАГО по разным причинам. При этом мы отмечаем рост количества договоров ОСАГО в сегменте юрлиц и более существенный рост в премии. Это связано с активным развитием корпоративного канала продаж», — уточнил представитель «РЕСО».

В «РЕСО» также наблюдали сокращение числа заявленных убытков при росте суммы средней выплаты. «Уменьшение числа обращений за выплатами мы связываем с несколькими факторами: 1) отказ от страхования ОСАГО (люди используют поддельные полисы, просто не покупают) и как следствие не имеют возможности заявлять убыток, 2) решение вопросов по мелким убыткам "на месте", когда из-за небольшой царапины клиенты не хотят заявлять страховой случай даже по Европротоколу, чтобы не тратить время и не ухудшать себе КБМ, 3) покупка усечённых продуктов каско в дополнение к ОСАГО и заявление убытков по ним, 4) более бережное отношение к имуществу и более дисциплинированное управление транспортом, за что надо благодарить развитие систем видеорегистрации на дорогах», — перечислил Игорь Иванов.

«Ингосстрах» расширил работу с пулом

«Ингосстрах» переместился со 2-го на 3-е место. Сборы в ОСАГО составили 47,4 млрд р. (+9% или 3,8 млрд р.) при выплатах в 29,7 млрд р. (+31% или 7,0 млрд р.).

Директор домена ОСАГО «Ингосстраха» Егор Серебрянников рассказал АСН, что рост сборов связан с ростом средней премии по договору, что стало последствием роста единой методики (ЕМ). Рост выплат обусловлен, с одной стороны, ростом ЕМ, а с другой —расширением работы «Ингосстраха» с перестраховочным пулом, благодаря которому компания может проявлять максимальную лояльность для клиентов, даже для тех, которые недотарифицированы из-за ограничений тарифного коридора, отметили в «Ингосстрахе».

«Тинькофф Страхование» увеличило сборы на 84%

«ВСК» сохранила 4-е место. Собрано 33,9 млрд р. премии (+30%) при выплатах в 17,3 млрд р. (+42%).

Замыкает топ-5 «Росгосстрах». Собрать за 2023 г. удалось 25,9 млрд р. (+42%), выплатить пришлось 12,4 млрд р. (-40%). Т.е. РГС продолжает активизировать продажи, а выплаты идут ещё по «экономному портфелю» предыдущего периода.

«СОГАЗ» (№6) получил 17,4 млрд р. премии (+14%) по обязательной автогражданке, выплатив 10,2 млрд р. (+3%).

«Тинькофф Страхование» перескочило с 10-го на 7-е место, нарастив сборы на 84%. В итоге ОСАГО принесло компании 14,2 млрд р. премии, выплатить пришлось 4,8 млрд р. (+42%).

«Югория»

«Югория» сохранило статус-кво — 8-е место. Премии принесли 14,0 млрд р. (+9%), выплаты забрали 7,1 млрд р. (+28%). Заместитель гендиректора «Югории» по продуктам розничного страхования Денис Макаров прокомментировал АСН, что рост объёмов продаж был обусловлен преимущественно увеличением продаж новых автомобилей, в основном от китайских производителей. «В то же время, несколько раз произошли изменения в ценах на запчасти в рамках единой методики расчёта восстановительной стоимости ремонта, что повлияло на средние выплаты и как следствие на росте средней премии, которую страховщики вынуждены корректировать ввиду обеспечения взятых обязательств. Таким образом, рынок продолжил расти как по объёму, так и по количеству единиц благодаря увеличению средней премии», — отметил Денис Макаров.

На 9-м месте «Ренессанс Страхование» — получено 13,5 млрд р. премии, (+5%). У «Ренессанс Страхования» выплаты забрали 7,5 млрд р. (+3%).

С 9-го на 10-е место перешло «Согласие» — сборы в 8,8 млрд р. (рост на 521 млн р. или +6%) при выплатах в 5,0 млрд р. (-14%).

Проблемы рынка

Проблема запчастей по-прежнему стоит остро, что оказывает влияние на долю убытков, урегулированных в натуральной форме, отметил представитель «Ингосстраха».

«До сих пор актуальна проблема соблюдения сроков ремонта. Хотя заказать запчасти стало легче, но выдерживать установленные законом сроки ремонта в случае заказа запчастей не получается», — согласен и вице-президент «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

У «Югории» широкая сеть партнёров в части ремонта на дилерских станциях и на мультисервисных СТОА, у которых, в свою очередь, есть масштабная сеть поставщиков, логистических связей, не зависящих от санкций, рассказал Денис Макаров. «Мы не наблюдали глобальных проблем с поставкой стандартных запчастей на ТС массовых марок, в среднем они поступают в течение 2-3 недель. Больший срок требуется для сложно заменяемых запчастей, которые всегда шли под заказ. Например, это элементы подвески или электронные компоненты. То, что не является часто повреждаемыми деталями. Этот факт позволяет нашим клиентам получать качественный сервис даже при изменившихся рыночных обстоятельствах», — сообщил представитель «Югории».

«В целом, существующий тарифный коридор обеспечивает для рынка достаточно приемлемый уровень убыточности, однако существуют клиентские сегменты и целые регионы с явной недотарификацией. Свидетельством этого является то, что 10% договоров на рынке проходит через перестраховочный пул, в отдельных регионах доля договоров в пуле составляет более 50%. В этой связи, несмотря на общую приемлемую убыточность, все равно требуется дальнейшее расширение тарифного коридора. Это нужно для обеспечения более справедливого ценообразования без дотации сильно убыточных регионов за счёт менее убыточных», — считает директор домена ОСАГО «Ингосстраха» Егор Серебрянников.

По-прежнему недотарифицированными остаются клиенты с более интенсивным использованием транспортного средства (каршеринг, аренда и т.п.), добавили в «АльфаСтраховании».

Следует двигаться в направлении либерализации страховых тарифов, отметили в «Югории».

Опубликовано 16.03.2024

Оставить комментарий: